Электричество моп, что это? Что такое электроэнергия мест общего пользования Ээ моп в квитанции

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования, как происходит расчет этого расхода, кто должен оплачивать потери электроэнергии, возможна ли установка счетчика электроэнергии в подъезде и другие вопросы по теме освещены в рамках представленной статьи.

Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?

В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».

Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс — электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.

Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?

Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530). Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?

Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?

Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.

При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования — 7 кВтч в месяц на 1 человека.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.

Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?

Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету. Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг () как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) должен потребитель.

Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491(далее — Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке. Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав .

В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?

В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.

Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.

Возможна ли установка счетчика в своем подъезде?

Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.

Пожалуйста, напишите своё сообщение.

Неправильное кодовое слово.

Ваша заявка успешно отправлена

В ближайшее время мы с вами свяжемся.

Очень многих россиян в последнее время стало волновать, что это за строка в платежной квитанции – «электроэнергия МОП». Такой повышенный интерес в большинстве случаев объясняется просто – суммы, фигурирующие там, выглядят достаточно солидно, при этом иногда они даже выше, чем основная оплата за использованный свет в квартире.

  • лестничных площадок;
  • лифтов;
  • входов в подъезды;
  • подвалов;
  • чердаков и пр.

Сейчас в России продолжается комплексное реформирование ЖКХ. В итоге немало предприятий, оказывающих соответствующие услуги населению, систематизируют собственные отношения с потребителем, в число которых в основном входят люди, проживающие в многоэтажках.

Свою деятельность они проводят на основании правительственного постановления, выпущенного еще в 2006-м, номер которого 307. Этот документ регламентирует организацию учета общедомового потребления услуг ХКХ. В частности, там появилась норма, согласно которой необходимо проводить начисление платы за электроэнергию, не только потребленную в квартирах, но и пущенной на общие нужды.

В 2011-м был правительством также принят еще один регулирующий акт (№ 354) систематизирующий:

  • вопросы оплаты услуг ЖКХ;
  • периодичность ее;
  • порядок учета ресурсов;
  • права, и в равной степени обязанности сторон и пр.

По 354 постановлению также сейчас рассчитываются тарифы за следующие коммунальные услуги:

  • отопление;
  • горячее водоснабжение;
  • электричество.

Таким образом, с 2011 года расходуемая на общие нужды всех жильцов электроэнергия больше не входит в содержание жилья и в расчете используется другой норматив.

Соответствующим образом и стоимость была вынесена отдельной строкой в платежках. Исходя из нового формата, совокупно потребленные услуги распределяются между собственниками или же нанимателями помещений. Однако у многих граждан до настоящего времени нет четкого представления о том, за что собственно они платят управляющим компаниям.

В 354 постановлении четко сформулирован порядок распределения платы за электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды.

Так расход ее учитывают при помощи одного счетчика, специально с этой целью установленного в каждом многоквартирном доме. Его показания ежемесячно фиксируются представителями управляющей компании и передаются на предприятие, занимающееся сбытом электроэнергии.

На основе этих данных рассчитывают фактическое потребление путем вычитания совокупного расхода приходящегося на все квартиры. Принимаются к сведению также и траты электричества юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети. В итоге оставшийся объем и считается электроэнергией МОП.

Вот здесь и начинается интересное. В правительственном постановлении указывается, что делят общедомовые киловатты между всеми собственниками пропорционально. То есть больше приходится платить тем, у кого в квартире проживает больше людей.

Государство со своей стороны ввело определенный норматив на потребление электричества МОП из расчета на одного человека. В зависимости от региона величина эта может отличаться.

К примеру, по Петрозаводску он составляет 7 киловатт в месяц.

Как отмечают специалисты, чаще всего слишком большая сумма, начисленная за электроэнергию МОП, набегает из-за следующих факторов:

  • потребление без заключения договора;
  • хищение электричества физлицами;
  • несанкционированное подключение к общей сети многоквартирного дома;
  • большое общее количество оборудования, являющегося собственностью всех жильцов;
  • точность снятия показаний с индивидуальных счетчиков и их своевременная подача;
  • состояние проводки;
  • недостаточно бережное отношение жильцов к энергоресурсам.

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с новыми правилами, вся полнота власти в многоквартирном доме передается в руки его собственников. А это, в свою очередь, влечет и ответственность за имущество.

Далее. Само по себе электроснабжение является по определению коммунальной услугой. Ее предоставляют владельцем квартир находящихся в доме. Их законодательно закрепленная обязанность: своевременно оплачивать поступающие счета за расход тех или иных ресурсов.

Величина платы напрямую зависит от данных общедомового счетчика и совокупно не может превышать показатели упомянутого измерительного прибора. Таким образом формально никаких оснований не платить у граждан нет.

В то же время несколько лет назад гражданам, проживающим в городе Ливны, находящемся в Орловской области удалось в суде доказать, что им противозаконно завышали оплату за электроснабжение МОП.

Причем иск на управляющую компанию (Жилсервис) подала городская прокуратура. Ее сотрудники вынуждены были поступить таким образом, поскольку им чуть ли не каждый день приходили жалобы от граждан, проживающих в домах, находящихся в ведении указанного выше субъекта хозяйственной деятельности.

Людям отсылались платежки с огромными суммами, размер которых существенно превышал плату за потребление энергии по квартирам.

Как судейским, так и прокурорским чиновникам, понадобилось немало времени, чтобы изучить все представленные документы, а также действующие:

В результате удалось установить, что проблема возникла из-за неправильно применения формулы расчета. В прокуратуре отметили – представители энергоснабжающей компании принимали к сведению заявленные самими потребителями расходы электроэнергии, в то время как следовало опираться только на данные получаемые со счетчиков.

Таким образом, выходило, что добросовестные жильцы фактически вынуждены были платить за соседей, которые не спешили рассчитываться по долгам. В итоге прокуратуре удалось доказать, что данные действия были незаконны и противоречат существующим нормам.

Это далеко не единичный случай по России в целом. Потому так важно проверять платежки и своевременно подавать претензии, если начисления подозрительно высокие.

Количество людей, зарегистрированных в квартире, отношения к освещению мест общего пользования не имеет. Сумму оплаты рассчитывают по площади квартир, так как общедомовое имущество делится пропорционально площади каждой квартиры, а не количеству проживающих, - дополнительно разъяснил novichok на форуме «Одинцово-ИНФО». - Лампочка светит что для одного, что для семерых, тут только разница в пользовании лифтом, но это, сами понимаете, рассчитать нереально, кто из какой квартиры сколько раз его использовал. Думаю, теперь эту строку расходов отследить жителям будет легче, чем раньше, когда она была включена в «Содержание и ремонт». Вот тогда вообще было непонятно, откель ноги растут. Сейчас жильцы могут в УК хоть каждый месяц запрашивать показания общедомового счетчика и расчет потребления на свою квартиру».

ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» не включает в плату агентское или иное вознаграждение, она лишь, как исполнитель, обязана обеспечить расчетные отношения РКС-энерго и потребителей. Руководством ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» также было принято решение до конца текущего года оборудовать дома, где это технически возможно, общедомовыми приборами учета, что позволит каждому дому самостоятельно регулировать внутреннее потребление ресурса.

По всем вопросам Вы можете обращаться в рабочее время в отдел главного энергетика ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» по адресу: г.Выборг, ул.Железнодорожная, д.2, 1 этаж.

Наталья Юрьевна, чем вызвано изменение с 1 сентября порядка расчёта платы за коммунальные услуги? – В соответствии с Федеральным законом № 261 до 1 июля 2012 года должны были быть установлены общедомовые приборы учёта электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, кроме газоснабжения (они в 2014 г.). С 1 сентября вступило в силу Постановление правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Оно регулирует отношения между собственниками и организациями, предоставляющими услуги (домоуправляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, ЖСК, ТСЖ). Если дом под управлением управляющей компании (ДУКа), то она и является исполнителем услуг.
Все претензии жителей – именно к ней.

Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним. Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия.
Более простая расшифровка понятия - услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья».

Но в таком случае, чем обусловлено их нежелание вносить оплату за новую строку расходов? В чем же суть проблемы? Это только на первый взгляд сумма, которая подлежит оплате за освещение МОП, переместилась в счете на оплату из графы «ремонт и обслуживание жилищного фонда» в графу «электроснабжение». Раньше эти расходы оплачивались согласно тарифу на содержание и ремонт, который утверждался общим собранием собственников жилых помещений или органом местного самоуправления.

Фактический размер оплаты за услуги становится виден только в том случае, если в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Необходимо отметить, что показания общедомового прибора учета отражают как общее энергопотребление во всех помещениях, так и потери энергии во внутридомовых сетях, которые при этом также возмещаются собственниками.

Графа «эл.энергия СОИ», согласно законодательным изменениям, должна была появиться еще в январе этого года. Объем расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, законодатель ограничил нормативами.
На переходный период применяются старые нормативы для ОДН, установленные субъектами федерации ранее. Во многих районах перевод ОДН в СОИ привел к росту платы для жителей, потому что рекомендованные нормативы высокие. После введения нового порядка расчета платы за содержание общедомового имущества Управляющая компания по ЖКХ обратилась в Правительство ЛО за консультацией по поводу исполнения законодательных нововведений. В квитанции была включена новая графа: «эл.энергия СОИ», но к оплате по этой графе в январе и феврале выставлялся ноль.

Таким образом, оплата за электроснабжение жилых помещений может меняться в течение года. Если приборы учета энергии есть только в части помещений, значит алгоритм расчета будет усложняться.

Собственники квартир не оборудованных счетчиками, оплачивают электрическую энергию согласно установленным нормативам энергопотребления, а обладатели приборов учета должны платить за тот объем электроэнергии, который отличается от того, что был зафиксирован индивидуальными счетчиками. Если же во всех помещениях дома, в котором существует коллективный счетчик, установлены собственные приборы учета электроэнергии, то используется формула, в которой суммарный объем энергии, рассчитанный по соответствующим нормативам будет равен нулю. Иными словами, расходы на электроэнергию затраченную на МОП, будут распределены согласно показаний индивидуальных приборов учета.
Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории. Расчет стоимости освещения Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.

Согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, расчет оплаты за электроснабжение определяется в зависимости от наличия и общих, и индивидуальных приборов учета электроэнергии. Если ни в одном жилом помещении дома нет прибора индивидуального учета электроэнергии, то в соответствии Приложением 2, устанавливать плату за электроснабжение в жилых помещениях следует соответственно числу лиц, зарегистрированных в квартире. Из зафиксированного общедомовым счетчиком количества потребленной электроэнергии нужно вычесть суммарный объем электроэнергии, израсходованной в нежилых помещениях за тот же расчетный период. Именно эта разница должна распределяться между собственниками жилых помещений. Особое внимание следует обратить на то, что в этом случае не должны применяются нормативы энергопотребления.

Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории.

Расчет стоимости освещения Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

    Общее потребление электричества в доме.

Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.

  • Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.
  • Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями.

    Раньше электроэнергия входила в тариф обслуживания мест общего пользования, теперь же ее выделили в отдельную строку.

    Таким образом, образуется превышение количества электроэнергии, которое зафиксировано общедомовым счетчиком над суммарным количеством, плату за которое ТСЖ и управляющие организации и получают от собственников.
    Не желая терпеть убытки, товарищества и управляющие компании «раскидывают» получившуюся разницу на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и включают в счета за услуги такую строку как «освещение МОП», что сопровождается сопротивлением со стороны собственников.

    Нежелание собственников оплачивать электроэнергию, которая необходима для освещения МОП, вынуждает ТСЖ и управляющие компании уклоняться от установления договорных отношений по снабжению электроэнергией МОП.

    В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

    В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

    В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами – физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома.

    Само по себе электроснабжение является по определению коммунальной услугой.
    Ее предоставляют владельцем квартир находящихся в доме.
    Их законодательно закрепленная обязанность: своевременно оплачивать поступающие счета за расход тех или иных ресурсов. Величина платы напрямую зависит от данных общедомового счетчика и совокупно не может превышать показатели упомянутого измерительного прибора. Таким образом формально никаких оснований не платить у граждан нет.

    Судебные прецеденты В то же время несколько лет назад гражданам, проживающим в городе Ливны, находящемся в Орловской области удалось в суде доказать, что им противозаконно завышали оплату за электроснабжение МОП.

    Причем иск на управляющую компанию (Жилсервис) подала городская прокуратура.

    Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема. Энергопотери в МКД Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

      Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования.

    Например, отсутствие энергосберегающих лампочек. Поломка индивидуального счетчика.

    Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса.

    Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
    Очень многих россиян в последнее время стало волновать, что это за строка в платежной квитанции – «электроэнергия МОП».

    Такой повышенный интерес в большинстве случаев объясняется просто – суммы, фигурирующие там, выглядят достаточно солидно, при этом иногда они даже выше, чем основная оплата за использованный свет в квартире.

    В первую очередь стоит пояснить, что расшифровка МОП следующая: «места общего пользования». То есть в данном случае имеется в виду электричество, израсходованное на освещение:

    • лестничных площадок;
    • лифтов;
    • входов в подъезды;
    • подвалов;
    • чердаков и пр.

    Откуда взялась эта статья расхода Сейчас в России продолжается комплексное реформирование ЖКХ.

    Каждый месяц приходят квитанции за оплату потребленных услуг. Они вручаются гражданину, проживающему на данной жилой площади. В них указывается, сколько платим за газ, свет, воду и др. Новые образцы отличаются набором аббревиатур, цветом (например, в СПБ – розовая платежка, в других регионах -желтая) и др. Пример квитанции будет приведен ниже. В случае начисления неправомерных сумм, что значит если пришло две квитанции, с двойным размером и др., то необходимо жаловаться в уполномоченные органы.

    При ответе на данный вопрос необходимо учитывать некоторые аспекты. Так, согласно законодательству в многоквартирном доме квитанции на оплату коммунальных услуг направляют и формируют управляющие организации. Они уполномочены исчислять потребление следующих ЖКХ услуг:

    • за водоснабжение;
    • за квартиру (в зависимости от количества прописанных там лиц);
    • за капитальный ремонт и др.

    Отдельные квитанции гражданам приходят за газоснабжение и электроснабжение. Связано это с тем, что данные организации являются непосредственными поставщиками коммунальных услуг, поэтому и берут плату напрямую.

    Жилищно-коммунальная платежка выглядит следующим образом: это письменный документ, в котором перечислены услуги, за которые взимается плата. Там указаны и тарифы.

    Акт по квартплате имеет следующее содержание:

    1. Указание на плательщика.
    2. Адрес и местонахождения жилого помещения.
    3. Название поставщика услуги и его банковские реквизиты.
    4. QR код.
    5. Данные о поставляемых услугах.
    6. Тарифы, которые применяются при исчислении.
    7. Общая сумма, подлежащая уплате.

    В зависимости от управляющей компании, в квитанцию могут также включаться услуги за вывоз мусора, за водоотведение, за общедомовые нужды, за отопление и др.

    Прежде чем разобраться, в чем разница между данными понятиями, нужно понять расшифровку данной аббревиатуры.

    Под ЖКХ понимается жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль экономики, занимающаяся изучением и формированием комплекса услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.

    ЖКУ – это жилищно-коммунальные услуги, то есть конкретный ресурс, предоставляемый гражданам – электроэнергия, горячая вода и др.

    Понятие ЖКХ намного шире понятия ЖКУ, и включает в себя помимо перечня услуг иные существенные положения, нормы законодательства, нормативы и др.

    В зависимости от того, на каком основании гражданин владеет жильем, в квитанцию могут входить различные элементы. Это и плата за наем, за капительный и текущий ремонт, за ЖКУ и др.

    Важно определить и то, на основании чего происходит формирование общей к оплате суммы. Прежде всего, влияние на формирование платежей оказывают договоры, заключаемые гражданами и государственными организациями (например, договор социального найма). Особое внимание нужно уделить нормативным актам, принимаемым в регионе по вопросам предоставления коммунальных услуг. В расчет нужно брать также и тарифы, действующие в субъекте РФ. Очень важным является и показание счетчиков, установленных у граждан в квартире.

    В этой ситуации нужно выявить, какая именно аренда имеет место. Если это социальный наем, то в коммуналку включается и плата за аренду жилья.

    В ситуациях, когда имеет место гражданско-правовой наем, то квартплата адресуется непосредственно арендодателю, а оплачивать фактически ее может и арендатор. Данные условия обязательно должны быть прописаны в договоре. Допускается возможность и обратного порядка расчета.

    В сфере ЖКХ правовое регулирование включает в себя такие правовые акты, как:

    1. Конституция РФ.
    2. Жилищный кодекс.
    3. Закон о приватизации.
    4. Постановление правительства в сфере ЖКХ.
    5. Договоры, заключенные в частном порядке.
    6. Региональные правовые акты.

    Именно в этих правовых документах находят свое отражение тарифы за коммунальные услуги, порядок их оплаты, порядок погашения долговых обязательств и др.

    Как правило, регулирование чаще всего происходит на региональном уровне, поэтому особое внимание стоит уделить нормативным правовым актам субъекта РФ.

    Квитанция за коммунальные услуги включает в себя массу аббревиатур, которые нужно расшифровать и разобраться в них. Каждая аббревиатура обозначается набором букв и имеет свое наименование. Разберемся с некоторыми из них.

    Это довольно таки специфическая графа в коммунальных платежах. СЭОН расшифровывается как единая система информирования населения. Как правило, сюда входит пересыл сообщений гражданам о надвигающихся природных катаклизмах и др.

    Эта одна из самых распространенных граф в платежке. Расшифровывается словосочетанием «содержание общедомового имущества». Она обязывает граждан оплатить обязательные траты на нужды общего имущества в доме. В СОИ входит:

    • содержание лестниц;
    • подъездов;
    • лифтов;
    • чердака и др.

    Размер платы за СОИ определяется договором между жильцами и управляющей компанией.

    Эта платежка применяется только в тех домах, где установлен домофон. Аббревиатура так и расшифровывается: « переговорно-замочное устройство «. В некоторых случаях, плата за ПЗУ оформляется отдельной квитанцией.

    Граждане обязаны платить за его обслуживание и поддержание нормального технического состояния.

    Общедомовые нужды – это аналог СОИ . Это также траты на содержание общего имущества. Никаких различий в данных аббревиатурах нет, все зависит от того, каким набором букв управляющая организация обозначит в платежке данные расходы.

    УУТЭ в квитанции отвечает за предоставление в квартиры тепловой энергии. Там отражено, какое количество ресурсов было поставлено и по каким тарифам рассчитывается плата. Включение УУТЭ происходит в зависимости от сезона.
    Расшифровка аббревиатуры: у злы учета тепловой энергии.

    Расшифровывается как « дополнительные системы кабельного программного телевидения «. Данная графа есть в платежках не во всех регионах. Она составляет плату за предоставление услуг телесвязи, обслуживание общедомовой антенны и др.

    ДСКПТ может быть обжалована гражданином в той ситуации, когда он пользуется кабельным ТВ и антенной.

    Для того чтобы понять, что значит ПОВК, нужно обратиться к нормам жилищного законодательства. Это дополнительная плата за предоставление тепла в квартиру. К данной аббревиатуре приписывается еще пара букв, например, ТХВ.

    АППЗ предполагает оплату гражданами разработку и содержание систем, оберегающих дом от внезапного возгорания. Такие системы защищают не непосредственно квартиру, а подъезды, лестницы, чердаки и др.

    АУР это также специфическая строка расходов в платежках. Сюда входит совокупность платежей, направленных на обеспечение работы административно-управленческого аппарата, например, управляющей компании.

    ОПУ включает в себя объем и виды затрат по сбору, ремонту и установку различных приборов учета, например водных или газовых счетчиков.

    Это «дневной расход по электросчетчику». Как правило, такой расход указывается не во всех регионах. Отдельной строкой может быть указан и ночной расход ЭЛДТ.

    ТЭС включает в себя оплату за воду - «теплоноситель».

    Расшифровка этого понятия включает в себя обеспечение и обслуживание газового оборудования. В ВДГО входят и плиты, и газовые котлы, и колонки. Граждане обязаны платить за обследование, ремонт и обслуживание этих приборов.

    Граждане обязаны платить так же и за отведение сточных вод. Плата за это берется каждый месяц. Выписывает такую квитанцию управляющая компания, выставляет счет за отведение также она.

    Отдельной графой указывается ГВС и ХВС. Это, по сути, поставка в квартиру горячей и холодной воды. Производится это по общим трубам.

    ГВС обозначает предоставление горячего водоснабжения. Заполнение графы должно происходить в соответствие с требованиями законодательства. За потребление горячей воды в той ситуации, когда дома стоит колонка, плата не взимается.

    Это подача в квартиру холодной воды. Взимание платы происходит по общим приборам учета (общедомовым) или по индивидуальным, стоящим в квартире. Расчет формируется за определенный период.

    Аббревиатуры для отопления уже рассматривались выше. Нужно отметить, что предоставление данной услуги носит сезонный характер и, например, летом, плата за тепло не взимается.

    Форма и бланк платежного извещения (счета) представляет собой письменный акт, который включает название организации, лицевой счет, указание на потребителя и описание ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг).

    Образец можно скачать здесь.

    Как правило, отдельной квитанции за капитальный ремонт не печатается. Данная строка расходов включается в общую квитанцию. Размер взносов определяется региональным законодательством или же договором с региональным оператором. Как правило, это небольшие денежные суммы.

    Данный документ издается отдельно. Законом устанавливается тариф, после чего определяется норма потребления. Она может исчисляться исходя из квартирных приборов учета или же общедомовых, установленных в подвальных помещениях.

    Могут применяться и тарифы, устанавливаемые общей нормой потребления в регионе . В той ситуации, когда имеет место использование газовых баллонов, плата за газоснабжение не взимается.

    Они играют огромную роль в определении суммы оплаты. Приборы должны достоверно означать, какое количество того или иного ресурса было потреблено. Периодически происходит сверка показаний уполномоченными должностными лицами.

    В той ситуации, когда прибор неисправен, учет потребленных ресурсов происходит по общим нормам, предусмотренным в регионе проживания гражданина.

    В этой ситуации необходимо обращаться либо в управляющую компанию (в ту, что отправила вам данную квитанцию с ошибкой), либо в ресурсоснабжающую организацию. Как правило, пишется письменная претензия с просьбой о перерасчете.

    Если это не помогло, гражданин имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд, которые и обяжут недобросовестную организацию исправить свои ошибки.

    Снижение оплаты может происходить по различным основаниям, например, вследствие того, что семья малоимущая, в квартире проживает гражданин-инвалид и др. Заявление имеет письменный вид. Его можно подать как непосредственно в организацию, которая поставляет услугу, так и через многофункциональный центр. Заявление может заполнять жилец или представитель.

    Образец заявления на перерасчет (снижение) оплаты на коммунальные платежи можно скачать тут. ⇐

    В данном вопросе нужно учитывать следующие моменты:

    1. Снизить плату можно при предоставление некачественных услуг.
    2. При отсутствии необходимого обслуживания приборов учета.
    3. При незаконно завышенной плате.
    4. В ситуациях, когда плата превышает 20 процентов от общего дохода.

    Только в этих ситуациях действительно можно рассчитывать на уменьшение размера платы за коммунальные услуги. Все происходит исключительно по письменному ходатайству лица, так как снижение носит исключительно заявительный характер.

    Таким образом, квитанция включает в себя множество буквенных символов и кодов: ИПУ, ИНД, ЗПУ, АДС, АЗУ, АХН, БУЛА, ВИК, АСПЗ, АХР, ИКУ, ОИД, СОИД, ГУП и др. По сути, это одно и то же название разных коммунальных услуг. Например, ОИД и СОИД применяются к общему имуществу МКД, ИПУ и ИНД – означают плату за приборы учета, ЗПУ и АДС – так же к приборам учета в части пломбирования.

    В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

    Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

    • лифтовые шахты и кабины,
    • коридоры и лестничные площадки,
    • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
    • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

    Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

    Что такое ОДН по электроэнергии?

    Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

    Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

    С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

    Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

    Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

    Регион Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) Все нормативы
    МКД с лифтами МКД без лифтов
    Московская область (г. Москва) 0,61 2,88
    Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66
    Нижегородская область 0,39 1,60
    Свердловская область (г. Екатеринбург) 1,96 4,16
    Саратовская область (г. Саратов) 1,82 2,44
    Омская область (г. Омск) 1,039 1,943
    Томская область (г. Томск) 0,82 1,42
    Новосибирская область (г. Новосибирск) 0,728 0,973
    Липецкая область (г. Липецк) 0,37 1,24
    Ростовская область (Ростов-на-Дону) 0,55 2,24
    Ярославская область (г. Ярославль) 0,646 1,010
    Республика Татарстан (г. Казань) 0,272 0,272
    Республика Крым (г. Симферополь) 0,21 0,58
    Краснодарский край (г. Краснодар) 0,322 1,412
    Республика Башкортостан (г. Уфа) 0,295 0,791
    Республика Адыгея (г. Майкоп) 0,315 1,357

    Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

    Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

    В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.

    В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

    Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) , где:

    • V об - показания общего счетчика;
    • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
    • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
    • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
    • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
    • Si - площадь квартиры;
    • S об - суммарная площадь всех квартир дома.

    Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

    Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

    Если объем ОДН отрицательный

    Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

    Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

    Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

    К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

    Что делать, если нет счетчика?

    В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

    Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,
    где:

    • N одн - норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
    • S ои - суммарная площадь всего общедомового имущества;
    • Si - площадь квартиры;
    • S об - суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

    Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

    Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2020 году

    В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

    Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

    Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

    И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

    В Новосибирске началось массовое принудительное оснащение жилых домов общедомовыми приборами учета электроэнергии. За установкой этих приборов учета последует очередной рост платежей - уверены некоторые новосибирцы. В нескольких жилых домах уже столкнулись с этой проблемой. Так, после установки счетчика, расходы на электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды, в ТСЖ "Зорге, 145" выросли вдвое. Многие управдомы уверены: в ОДПУ по электричеству и вовсе нет нужды. Большинство домов города оснащены приборами учета электроэнергии МОП, а в квартирах новосибирцев практически повсеместно имеются индивидуальные счетчики. Таким образом все потребленное в доме электричество полностью учитывается.

    До 1 сентября прошлого года расчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоэтажек, происходил как раз на основании показаний приборов учета МОП. Однако, в связи с изменением Правил предоставления коммунальных услуг, которыми этот счетчик не предусмотрен, энергетики стали требовать установки общедомового прибора учета, а при его отсутствии пользоваться нормативами потребления.

    Между тем различные органы власти продолжают заявлять о возможности возврата к начислениям по счетчикам МОП. В частности, в комитете по строительству, ЖКК и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области уверены: этот прибор учета в совокупности с другими средствами изменений в доме можно считать общедомовым. Однако, только при условии, что во всех помещениях дома есть счетчики и учтены потери, возникающие во внутренних сетях.

    В ответе на обращение сопредседателя Общественного совета по оказанию содействия реформированию ЖКХ правобережной части Советского района Новосибирска Надежды Кантер заместитель председателя профильного комитета ЗС НСО Андрей Парфенов рекомендует собственникам жилья совместно с управляющей и ресурсоснабжающей организациями произвести анализ технической документации, схем фактического подключения энергопотребляющих установок и учета электричества. И по результатам внести изменения в договор энергоснабжения.

    Клуб Управдом попросил представителей ОАО "Новосибирскэнергосбыт" прокомментировать такое решение проблемы общедомовых счетчиков.

    Публикуем комментарий компании:

    "Понятие коллективного (общедомового) прибора учета дано в Правилах предоставления коммунальных услуг №354: «коллективный (общедомовой) прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом».

    При поступлении заявки на установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» выполняет расчет нагрузки с учетом всех подключенных потребителей, подготавливает и согласовывает однолинейную схему электроснабжения с обозначением места установки и технических характеристик ОДПУ. При подготовке схемы производится обязательное обследование вводно-распределительного устройства дома для подтверждения схемы электропитания и нагрузок, а так же уточняется возможность использования уже установленных приборов учета МОП или лифтов в составе ОДПУ многоквартирного дома.

    В случае, если прибор учета на места общего пользования установлен на границе внутридомовых сетей и учитывает часть потребления электрической энергии в многоквартирном доме, то он может участвовать в схеме общедомового учета наряду с иными приборами учета, устанавливаемыми на границе внутридомовых сетей для учета оставшейся части дома (жилая, нежилая часть, общедомовое имущество). Если такой прибор учета установлен не на границе внутридомовых сетей, в расчетной схеме определения объема электроэнергии в многоквартирном доме, он не участвует.

    При этом, только совокупность индивидуальных приборов учета и приборов учета на места общего пользования нельзя считать коллективным (общедомовым) прибором учета, так как они не учитывают весь объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, в том числе внутридомовые потери. Данный вывод подтверждает также и то, что индивидуальные приборы учета в состав общего имущества в многоквартирном доме не включаются, а соответственно, и не могут относиться к коллективным приборам учета.

    При этом, требования к обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета (который может состоять и из нескольких приборов учета) установлены в следующих нормативных актах:

    Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 предусматривают установление коллективных (общедомовых) приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, а в отношении многоквартирных домов - на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.

    Пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

    Также п.7 Правил №491 устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета.

    То есть, в случае, если под приборы учета на места общего пользования подключены только лифты и/или места освещения в подъездах, и нет прибора учета, учитывающего потребление жилой части и внутридомовые потери электрической энергии, возникающие во внутридомовых сетях, то общедомовой прибор учета в таком доме отсутствует.

    Таким образом, при отсутствии полного учета электрической энергии, потребляемой в многоквартирном доме, на границе внутридомовых сетей (при технической невозможности установки на границе - в месте максимально приближенном к границе) многоквартирный дом является не оснащенным общедомовым учетом. Объем электроэнергии, отпущенный в такой дом, определяется с учетом соответствующих нормативов на общедомовые нужды, установленных уполномоченных органом."



    mob_info